Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
По России бесплатно
8 (800) 333-45-16 доб. 467
Москва, Московская область
+7 499 350-61-78
Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 812 309-17-65

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Содержание несовершеннолетнего ребёнка – это одна из основных обязанностей, возложенных законодательством на родителей. Касается она и отца, и матери, а регламентирована статьёй 80 Семейного Кодекса РФ.

Под совершеннолетием понимается возраст, по достижению которого наступает гражданская дееспособность, т.е. человек уже в полной мере вступает в свои права, принимает на себя гражданские обязанности и несёт ответственность за свои поступки. В Российской Федерации по Гражданскому кодексу это 18 лет.
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Что конкретно подразумевается под понятием «содержание»?

В обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей входит обеспечение всех потребностей ребёнка. Сюда относится полноценное питание, предметы гигиены, обувь и одежда, школьные принадлежности, игрушки – в общем, всё то, что необходимо для его жизни, обучения и полноценного развития, а также отдыха.

Большинство родителей добровольно и без какого-либо принуждения выполняют свои обязанности, выделяя средства на потребности своего чада, и мирно регулируют все вопросы между собой.

Особенности установления порядка участия родителей в содержании ребёнка

Семейным кодексом РФ в статье 80 определено, что родители самостоятельно решают все вопросы в части формы и порядка содержания своих детей. В противном случае предусматривается заключение соглашения по данному вопросу (оно же – соглашение о выплате алиментов).

Семейный кодекс об алиментных обязательствах

Заключение этого документа может спровоцировать возникновение разных обстоятельств, чаще всего это:

• расторжение брака;
  • проживание ребёнка с одним из родителей или с кем-то из близких родственников;
  • признание факта отцовства и принятия решения о дальнейшем обеспечении родителем своего малолетнего ребёнка.

Для того чтобы соглашение было действительным и обладало юридической силой, оно должно быть оформлено в письменном виде и непременно заверено нотариусом. Подготовку документа лучше поручить юристу по семейному праву.

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Если кто-то из родителей уклоняется от выполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей, то средства на содержание ребенка (иначе говоря – алименты) подлежат взысканию через суд. В качестве основания для наступления алиментной обязанности выступает:

• наличие юридически установленного факта родства между родителем и ребенком;
  • статус нуждающегося в содержании — «несовершеннолетний»;
  • договоренность родителей, письменно оформленное соглашение или постановление судебного органа.

Важно! Ребенок считается нетрудоспособным и нуждающимся в содержании до 18 лет, независимо от того, учится ли он или уже работает.

Как рассчитываются алименты на содержание детей?

Конкретно размер алиментных выплат, если они не оговорены в письменном соглашении родителей и подлежат взысканию судом, определяется на основании статьи 81 СК РФ.

Статья 81. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке

Суммы рассчитываются пропорционально ежемесячному доходу родителя, с которого взимаются выплаты:

• на 1 ребёнка – 25%;
  • когда речь идет о двух детях – треть дохода;
  • если детей более трёх – до 50%.

Несмотря на установленные доли, законодательством предусмотрена возможность их изменения, и здесь в учет может быть принято материальное или семейное положение сторон.

Расчет алиментов на ребенка от зарплаты

Предусмотрена ли законом возможность освобождения родителя от обязанности содержать несовершеннолетнего?

Законодательством не определены какие-либо отдельные условия для возникновения обязанности родителей по содержанию своих детей до наступления ними совершеннолетия. Таким образом, основание одно – это факт рождения ребенка, и практически никакие факторы не могут лишить несовершеннолетнего его законного права на обеспечение его нужд и потребностей родителями.

Не смогут освободить родителя от возложенной законом обязанности ни то, насколько ребёнок нуждается в такой помощи (например, если ему 17 лет, и он уже работает), ни то, трудоспособен ли сам родитель и есть ли у него средства на уплату алиментов. Не влияет и дееспособность отца или матери, т.е. если брачный возраст был снижен и родителями стали не достигшие 18 лет граждане, они в полной мере принимают на себя обязанность содержать малыша.

Статья 120. Прекращение алиментных обязательств

На законных основаниях исключения в отношении освобождения родителя от алиментных обязательств на содержание несовершеннолетнего возможны лишь в нескольких случаях. Эти ситуации регламентированы статьей 120 СК РФ, где сказано, что выплаты на ребёнка могут быть прекращены:

• по достижению совершеннолетия;
  • при приобретении гражданской дееспособности раньше, чем ему исполнилось 18 лет (вступления в законный брак, эмансипация);
  • по факту усыновления/удочерения лица, на которое выплачивались алименты;
  • в случае смерти одной из сторон.

Делаем выводы

Итак, сделаем выводы: родители обязаны содержать несовершеннолетних детей, это возложено на них законом, в противном случае денежные средства подлежат взысканию в судебном порядке. В то же время, насколько бы жесткими и чёткими ни были требования законодательства, в нём учтены различные нюансы, и каждая ситуация подлежит индивидуальному рассмотрению.

Все разногласия решаются в судебном порядке

Если проблема коснулась вас и вашей семьи, обратитесь за консультацией юриста по семейному праву, он непременно подскажет лучший выход из сложившейся ситуации, а также поможет составить заявление, подготовить и правильно заполнить все соответствующие документы для подачи в судебные органы (кстати, документация — это важнейший момент).

Видео — Разъяснение прав и обязанностей родителей

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 499 350-61-78 (Москва)
+7 812 309-17-65 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Рекомендуем статьи по теме

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите вопрос в форме ниже: